Джованни Франческо Гверчино (Барбьери) (1591-1666)  

Джованни Франческо Гверчино (Барбьери) (1591-1666)



Итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя – Джованни Франческо Барбьери.

В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, крупные фигуры, простонародные типажи. Будучи последователем Лудовико Карраччи, он активно использовал романтическое кьяроскуро, размывающее скульптурную четкость формы.

С 1617 по 1621 Гверчино жил в Болонье, где написал самые выдающиеся свои произведения. В огромных алтарных образах, таких, как «Мученичество св. Петра» (Модена, музей), «Экстаз св. Франциска» (Лувр), «Возвращение Блудного сына» (Турин, музей) и «Св. Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние» (Болонья, галерея), Гверчино выработал широкую, «живописную» барочную манеру. Структура формы растворяется в потоках света, подчеркивающих выступающие части и оставляющих все другое погруженным в непроницаемую тень; движения направлены по диагонали в глубину ничем не ограниченного пространства картины; асимметричная композиция и богатый венецианский колорит усиливают общий драматический эффект. В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения Тинторетто и Якопо Бассано.

В 1621 Гверчино приехал в Рим и написал знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма. Однако римская классика оказывала сдерживающее влияние на барочную манеру Гверчино. В его огромном алтарном образе «Погребение св. Петрониллы» (Рим, Капитолийские музеи) чувствуется бóльшая уравновешенность и завершенность композиции.

В 1623 Гверчино вернулся в Ченто. Его палитра начала высветляться, а энергичная барочная манера изменилась в направлении классицизма, в особенности под влиянием болонского художника Гвидо Рени. После смерти Рени в 1642 Гверчино унаследовал его место директора болонской Академии. Стиль поздних работ мастера стал более условным, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери св. Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).

Умер Гверчино в Болонье 22 декабря 1666.

Главная

Hosted by uCoz