БАЛЬТЮС  

Бальтюс

БАЛЬТЮС (Balthus),
настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар
(Klossowski de Rola, Balthazar, 1908 г., Париж — 2001 г., Ла Россиньер, Швейцария) - французский живописец.
Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся дальневосточным искусством, особенно — китайским пейзажем. Его ранние, еще детские опыты получили одобрение Р. М. Рильке, который опубликовал в 1921 году альбом рисунков начинающего художника со своим предисловием.
В 1930-е года уже сложилась индивидуальная манера Бальтюса и определился его тематический репертуар: сценки на улице и в интерьере (Улица, 1933—1935 гг., Нью-Йорк, Музей современного искусства; Окно, 1933, Блумингтон, Художественный музей университета Индианы), портреты и пейзажи. Человеческие фигуры в портретах, как и в жанровых картинах, написаны в реалистической манере, но отличаются странной застылостью (Андре Дерен, 1936 г.; Миро с дочерью Долорес, 1937—1938 гг.; обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Эта особенность в дальнейшем усиливается, придавая бытовым сюжетам характер зачарованной реальности. В картине Гора (1935—1937 гг., Нью-Йорк, музей Метрополитен) с почти фотографической точностью передана местность в швейцарских Альпах, но поднявшиеся на гору подростки словно пребывают во власти колдовских, гипнотических чар. Композиция пронизана смутными аллегорическими намеками, характерными для символизма. Мальчик и девочка в картине Дети (1937 г., Париж, музей Орсе) замерли в странных позах, словно нахлынувшие мечтания вдруг отключили их от окружающей жизни.
В 1930-е Бальтюс сблизился с некоторыми представителями сюрреализма — с Миро, Джакометти, с реформатором театра Антоненом Арто. Его искусство иногда связывают с этим направлением. Однако он не разделял сюрреалистической программы, и более точно его творчество определяется такими понятиями, как "магический реализм" или "фантастический реализм".
С 1940-х ведущей темой в творчестве Бальтюса становятся образы подростков, особенно девочек и юных девушек, едва переступивших черту половой зрелости. Художник пишет их в состоянии полузабытья — в мечтаниях, дреме, за рассеянным чтением книги. Их позы с поджатыми или раскинутыми ногами, склоненными головами и разметавшимися руками дышат бессознательной эротикой (Салон, 1941—1943 гг., Миннеаполис, Институт искусств; Счастливые дни, 1944—1949 гг., Вашингтон, Музей Хиршхорн; Комната, 1952—1954 гг., частное собрание; Сон I, 1955—1956 гг., частное собрание). Символические мотивы кошки, зеркала, ворона, мотылька усиливают ощущение колдовской таинственности картин, посвященных пробуждающейся женственности (Мотылек, 1959—1960 гг., Париж, Нац. музей современного искусства; Кошка перед зеркалом, 1977—1980 гг., частное собрание).

Главная

Hosted by uCoz