Корреджо (Антонио Аллегри -1489-1534)  

Корреджо (Антонио Аллегри -1489-1534)



Начало Возрождения в Парме относится к 1510; тогда начинается и деятельность Корреджо хотя его первое документированное произведение "Алтарь св. Франциска" (Дрезден Картинная галерея) датируется только 1514-1515. В местных хрониках Корреджо назван учеником Ф. Бьянки Феррари. На самом деле однако, преобладающее влияние на его ранние работы оказал Мантенья когда Корреджо работал в мантуанской церкви Сант-Андреа где создал образы евангелистов и чуть позже две фрески с изображением Св. Семейства и "Снятия с креста". Другие произведения, исполненные в 1510-1512 ("Обручение св. Екатерины" Вашингтон Национальная галерея; "Мадонна с младенцем'' и св. Елизаветой Филадельфия Музей искусства собрание Джонсона; "Обручение св. Екатерины" Детройт Институт искусств; "Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами" Флоренция Уффици) уже раскрывают нежность, выраженную светотенью которая смягчает мантеньевскую линейность.

Около 1513-1514 Корреджо пишет странные почти маньеристические ноктюрны ("Юдифь и служанка" Страсбург Музей изящных искусств; Рождество Милан пинакотека Брера) которые хотя и написаны в русле искусства Мантеньи но уже близки работам Доссо Досси бывшего в Мантуе в 1512. Влияние Доссо Досси проявляется также в "Св. Семействе" из собрания Оромбелли Барбо в Милане. Наконец Мадонна св. Франциска (1514 Дрезден Картинная галерея) напоминая "Мадонну делла Виттория" Мантеньи (Париж Лувр) произведения Косты мантуанского периода или великих феррарцев особенно Эркопе уже лишена влияния кватроченто и демонстрирует более широкое дыхание и большую нежность.

Близость Корреджо эмилианскому (Аспертини Пирри Досси Маццолино Гарофало) и ломбардскому предманьеристическому кругу (произведение Леомбруно в герцогском дворце в Мантуе) относится к первому этапу творческого развития художника очевидному в "Поклонении волхвов" (ок. 1516-1518 Милан пинакотека Брера). Уравновешенный ритм предшествующих произведений уступает здесь место динамической композиции и вибрирующим тонам. Освободившись от мантуанских форм Корреджо создал в этом стиле некоторые подлинные шедевры "Мадонна Кампори" (Модена пинакотека Эстенсе) Четыре святых (Нью-Йорк музей Метрополитен) Мадонна Ла Дзингара (Неаполь Каподимонте) Отдых на пути в Египет (Флоренция Уффици) Мадонна Альбинея (ок. 1517 известна только по копиям одна из которых находится в пармской Национальная галерея).
Но Корреджо по-прежнему открыт любым влияниям в частности Беккафуми через посредничество М. А. Ансельми который после Сиены приезжает в Парму. Так можно объяснить стремление Корреджо к передаче движения в "Поклонении волхвов" (Милан пинакотека Брера) а также некоторые мотивы как, например группу ангелов; в "Св. семействе" (Орлеан музей; Чикаго Художественный институт; Лондон дворец Хэмптон Корт) обнаруживаются его сиенские отклонения. В тесноте формул местной традиции он затронут и искусством Леонардо да Винчи о чем свидетельствует "Юный Христос" (Вашингтон Национальная галерея собрание Кресса) и "Мадонна с младенцем и св. Иоанном-младенцем" (Милан Кастелло Сфорцеско и Мадрид Прадо). Наконец художник почувствовал необходимость совершить путешествие в Рим. Камера ди Сан-Паоло (1519).

Нам не известно достоверных работ Корреджо в 1517-1520; это годы его пребывания в Риме (которое долгое время отрицалось но было установлено Р. Лонги) где он нашел свой индивидуальный стиль оставляя как позже скажет Менгс сухую манеру своих учителей (Мантеньи) ради грандиозного и благородного стиля которому отныне будет следовать. Он впитал живой и натуралистический классицизм Рафаэля и Микеланджело что подтверждают росписи в малой трапезной монастыря Сан-Паоло в Парме (Камера ди Сан-Паоло 1519). Стены этой квадратной комнаты небольшого размера затянуты коврами а плафон украшен фреской с изображением "Дианы на колеснице". Над фризом-"обманкой" у основания свода открываются 16 люнет расписанных в технике гризайли (4 с каждой стороны) и украшенные иллюзорными скульптурами, создающими подлинный антикварий гуманиста, символизирующий четыре элемента жизни: "Беллона и три грации" Судьба и Добродетель Парки, и храм Юпитера Веста и Гений . Освещенные искусственным светом который словно исходит из камина эти фигуры написаны в золотых и розовых тонах с удлиненными тенями, окрашенными в фиолетовые цвета. От люнет исходят 16 ребер свода которые соединяются в центре; украшенные лентами они завершаются гроздьями фруктов; дневной свет проходит сквозь окулюсы окруженные веселыми путти. Декорация этой комнаты отражает утонченную культуру аббатиссы Джованны да Пьяченцы и поэта-гуманиста Джордже Ансельми: это также аллегория борьбы и победы аббатиссы которая идентифицируется с Дианой сохранившей независимость от папы. Это произведение наполнено многочисленными мантеньевскими реминисценциями а также напоминает росписи Рафаэля в Лоджии Психеи на вилле Фарнезина язычество и живая античность составляют основу творчества Корреджо. Камера ди Сан-Паоло станет впоследствии источником вдохновения Пармиджанино а потом Стуфетты Фонтанеллато. Фрески церкви Сан-Джоваини Эванджелиста (1520-1523).

Главная

Hosted by uCoz